yorick писал(а):
только хотел его публиковать этот текст как по мне о том , как убить платное тв в принципе . Раз сам текст уже опубликован я выставлю его очень хороший анализ .
Признаться, этого момента я ждал с большим интересом. Тина Канделаки и всё руководство «Матч ТВ» весь процесс подготовки к старту канала старательно избегали интервью. Да и запуск мало что изменил: было несколько интервью Натальи Билан с общими вопросами и расплывчатыми ответами, вот и всё. А спорных и непонятных моментов становилось всё больше.
И вот «Газета.ру» анонсирует большое онлайн-интервью Тины Канделаки. С вопросами от читателей. Это не только первый опыт полноценной «обратной связи» между телезрителями и руководством канала, но и первая возможность получить развёрнутые ответы на наиболее острые вопросы, связанные с деятельностью «Матч ТВ».
За время, прошедшее между анонсом и собственно интервью, было прислано (и это только прошедшие модерацию!) полторы сотни вопросов. Часть из них, разумеется, дублировалась, но охвачен был почти весь спектр тем, имеющих хоть какое-то отношение к каналу. Тем интереснее было прочитать ответы.
И эти ответы заставили призадуматься. Но обо всём по порядку.
* * *
Как выяснилось, Тинатин Гивиевна пришла не одна. Вторым человеком была, как ни удивительно, Наталья Билан, а третьим — Александр Пронин, отвечающий на «Матч ТВ» за анализ рейтингов.
Именно с рейтингов интервью и началось. Последние недели в Facebook шло их бурное обсуждение, во многом инициированное Дмитрием Сергеевым, руководителем «Чемпионат.com». Он и на сайте, и в соцсетях намекал, что показатели далеки от тех, на которые в «Матч ТВ», вероятно, рассчитывали. Руководство, едва сдерживаясь, отвергало претензии.
Никаких откровений, конечно, не прозвучало: тезисы те же, что использовались в тех перепалках одно-двухнедельной давности. А вот дальше пошло весело.
Докфильмы
Наталья БИЛАН: «То, в какой успешный бизнес-проект превратился ESPN, вызывает у меня неподдельное восхищение, уважение. Когда я столкнулась с тем, что в России, огромной стране, в которой так любят спорт, не снято и десяти документальных фильмов о спорте, о спортсменах, то была очень удивлена»
Дальше был довольно большой кусок, который полностью цитировать не буду. В основном он сводится к восхвалению документальной продукции собственного производства.
Возвращались к этой теме и дальше по тексту. В частности, та же Билан упомянула, что за месяц героями докфильмов стали около 40 российских спортсменов, причём, как было отдельно подчёркнуто, не из футбола.
Посыл ясен, и этот посыл идёт ещё со времён Дмитрия Медникова и «России 2». Телезрителю, по мнению руководства нового канала, нужно «представлять спортсменов как личностей», «научиться сопереживать успехам и неудачам» и «поверить в героев спорта». Многократно упоминается слово «эмоции» и ему однокоренные.
Вот только одна беда: документальные фильмы на «Матч ТВ» совсем никто не смотрит! Основную часть внетрансляционной сетки составляют именно они, и в дни без прямых трансляций доля по целевой аудитории (!) держится где-то на уровне полутора процентов. Чего хотят добиться менеджеры, проводя такую программную политику?
Важная цитата Билан: «Наше предназначение не в том, чтобы показать как можно больше трансляций, а еще в том, чтобы пробудить веру в людях».
Возможно ли с таким подходом выйти на самоокупаемость через три года, как было заявлено официально? Мне кажется, даже близко нет. Основу любого спортивного телевидения в любой стране составляют прежде всего прямые трансляции и информационно-аналитические программы, и это данность, с которой ничего поделать нельзя. А попытка «пробудить веру в людях» приведёт лишь к предсказуемому итогу — убыткам, понесённым в результате заказа производства неокупившихся докфильмов, и сомнительным перспективам проекта «Национальный спортивный телеканал».
Логотип
Анимированный логотип «Матч ТВ» стал дежурной темой для претензий на протяжении всего времени работы канала. Разумеется, вопрос «доколе?» был задан, и Канделаки с Билан проявили известную изворотливость, отвечая на него.
Тина КАНДЕЛАКИ: «Логотип — это был первый этап, когда требовались очень яркие цвета, когда был шрифт Родченко. Когда шла агрессивная и яркая рекламная кампания. Мы сейчас провоцируем»
Наталья БИЛАН: «Раньше я так следила за «Домашним», что говорили о нем люди, а теперь — за «Матч ТВ». Но, по моей выборке, меньше всего людей раздражает логотип»
Ответа на вопрос «доколе?» не прозвучало. Хотя по сравнению с тем, что пойдёт дальше, тема логотипа, мягко говоря, не самая важная. Да и не так он и раздражает, если честно.
НХЛ и НБА
Больная тема, во многом «благодаря» Дмитрию Чернышенко, постоянно намекавшему на то, что показ будет. Канал запустился, трансляций нет. В чём дело?
Ответ топ-менеджеров не обнадёжил, а скорее даже наоборот.
Наталья БИЛАН: «Мы ведем переговоры, в том числе коммерческие. То, что мы показываем ночью, никто не смотрит, это очень малопродаваемые рейтинги. Для повтора это дорого. Если мы найдем общий язык с коллегами из Америки, которые продают права на НБА и НХЛ, это будет замечательно. Если не найдем, придется отложить эти переговоры»
Тина КАНДЕЛАКИ: «Мы не жадничаем. Мы просто экономные люди, поэтому понимаем, что должна быть целесообразность покупки. Вы должны получить удовольствие, посмотреть, но это еще и должно как-то отобразиться на рейтингах»
Коротко я бы сформулировал это так: «отдадите по дешёвке — покажем». Причём тематические каналы субхолдинга «Матч» в расчёт вообще не берутся, только «Матч ТВ» и его рейтинги, которые ночью, разумеется, будут невысокими. А раз рейтингов нет, то не надо и трансляции покупать. Подписчики платных каналов, на которых, как все знают от Василия Уткина, рейтинги не измеряются (что не совсем правда, конечно), остались не у дел.
Субхолдинг
Позицию относительно платных каналов прояснить так и не удалось. Внятного видения их концепции Канделаки и Билан не представили. По всему выходило, что это некий придаток к каналу «Матч ТВ», предназначенный для того, чтобы показывать трансляции, не влезшие на основной канал.
Какого-то развития именно платных каналов в плане контента не предполагается, и при закупке прав на любые события (кроме разве что футбольных) сначала будут смотреть на «Матч ТВ», а потом уже на остальные каналы. И если на «Матч ТВ» рейтинг не собирается, то и незачем для платных каналов покупать права. (См. пример с НХЛ выше.)
Стоит ли говорить, что для самих платных каналов такой подход губителен? Казалось бы, «придатком» к платным каналам должен быть как раз «Матч ТВ» хотя бы потому, что их банально больше. Да и вся тенденция развития спортивного телевещания в мире ведёт к уходу спорта с общедоступных каналов на платные, а не наоборот. Конечно, полный уход на платное ТВ будет плохим вариантом, но что мешает развивать тематические каналы как самодостаточную структуру (или подструктуру), а не как ответвление главного канала без собственных передач и эксклюзивных трансляций?
Виды спорта
Важный вопрос — отношение к «низкорейтинговым» видам спорта. Как известно, значительная часть документальных фильмов посвящена именно им и их спортсменам, но трансляций почему-то заметно меньше. В частности, не был показан Кубок мира по конькобежному спорту и рекорды Павла Кулижникова там. Объяснение последовало вот такое.
Наталья БИЛАН: «Теперь о Кулижникове. У нас не было прав на показ. Там был неподъемный контракт, очень дорогой, и мы не обладали правами, а только информационным освещением»
Про неподъёмный контракт уже писалось. Было это шесть (!) лет назад, автором того сообщения был Игорь Швецов. Казалось бы, у «Матч ТВ» большой бюджет на покупку прав — порядка 100 миллионов долларов. Почему бы не потратиться? Не захотели.
Закупка прав на прямые трансляции — ключевого элемента любого спортивного медиахолдинга — для «Матча» приоритетной задачей, похоже, не является.
Разговор про популяризацию видов спорта заходил и дальше. Прозвучал, в частности, следующий пассаж:
Тина КАНДЕЛАКИ: «Но мы сами сделали все для того, чтобы убить популярность некоторых видов спорта в нашей стране. Есть футбол, есть бокс, «Формула-1», есть биатлон и есть хоккей. Это пять видов спорта, которые мы для себя вычленили, основываясь на цифрах, а не на наших пристрастиях»
Первое предложение, по замыслу Тины, конечно, к «Матч ТВ» не относилось. Вот только на практике канал продолжает эту линию полным ходом.
Интершум
Традиционно нелюбимый вопрос для предыдущего менеджмента «НТВ-Плюс». Была надежда, что смена руководства приведёт к смене подхода. Нет!
Тина КАНДЕЛАКИ: «Я думаю, это просто неинтересно. Это мнение очень узкой группы людей, которой хочется удовлетворить свои вкусы. И если, условно говоря, этой узкой группе людей не нравятся комментаторы, не наши, а вообще комментирование как таковое, я считаю, что Саша [Пронин — прим.] абсолютно прав. Кнопка на пульте — и до свидания»
Ничего со времён Чуковского и Уткина не изменилось. Про то, что трансляции могут идти без комментаторов, даже слышать не хотят.
Вероятно, не изменится и практика не давать трансляцию в эфир, если комментатор опаздывает. Важнее же не показать спорт, а послушать комментатора!
Фильмы
Большие вопросы вызвало нахождение в сетке канала художественных фильмов. Объяснение прозвучало следующее:
Наталья БИЛАН: «Послушайте, ну, Джеки Чан — это единоборства. Ну, как еще, я не знаю. Мы же не ставим про что-то другое. Я даже могу объяснить это. Мы поставили российскую телевизионную премьеру фильма «Левша». Вы думаете, разорвал он российскую аудиторию от восторга? Нет. А шаолиньский футбол разорвал»
Вот только какое отношение имеет художественное вещание к непосредственно спорту? Отчасти ответ на этот вопрос в следующей реплике:
Александр ПРОНИН: «У нас такой успешный «Молодежка» сериал в России. Он как бы во многом очень около, отношения героев. И когда его создавали, даже на этом был акцент. Потому что тоже смотреть только спорт, извините, для этого трансляции есть. То есть, все равно человеческие истории.»
Ещё раз напоминаю: основой любого спортивного телевещания являются прежде всего прямые трансляции. Если они задвигаются на второй план ради фильмов (случаи уже были), то это не совсем спортивное телевещание, не находите?
Мелочи
Оказывается, контракт на «Формулу 1» ещё не подписан: Чернышенко после презентации всех ввёл в заблуждение. Соответственно, неизвестны и условия нового контракта. Но отдельно оговаривают, что будут бороться за показ на платных каналах: скандалы с накладками кое-чему научили менеджмент «Матч ТВ».
* * *
Сайт Matchtv.ru (вопрос был про Sportbox.ru, но ответ, судя по всему, слегка не о том) полноценно заработает к февралю. Руководит им Кирилл Благов, перешедший со Sports.ru. Будет ли реализована «зонтичная» составляющая, учитывая в целом наплевательское отношение к платным каналам, неизвестно.
* * *
Информационная служба в 2016-м может быть перестроена. Должны появиться «новые лица», ожидается изменение числа выпусков новостей. В какую сторону — не определено пока.
Параллельно выяснилось, что стратегия «Матч ТВ» ещё не сформирована. Хороший способ подстелить соломку на случай неудачи фактически проводящейся ныне.
* * *
Публикация вопросов и ответов затянулась почти на весь день. Я не исключаю, что их может стать ещё больше. Но ключевые моменты, полагаю, уже обговорены.
http://television-sport.com/2015/12/per ... yvody.html