Господин Вырыпаев, подобно свихнувшемуся ученому-наркологу, зрителям-добровольцам вводит ударную дозу своего экспериментального препарата под названием «Эйфория». Одни воздействия не выносят: их хватает на 10-15 минут опыта. Более стойкие держатся до конца, испытывая невероятный кайф от пригрезившегося действа.
Как и у большинства добровольцев, первые 10 минут «Эйфории» у меня была адаптационная «ломка». С первого кадра раздражали реплики персонажа Павла. Фразу: «Че делать-то? Че делать, блин», - он повторяет раз 10 – причем со всеми возможными и невозможными интонациями. Так режиссер-интеллектуал представляет себе речь «людей из глубинки» - жителей Донских степей… И из этой затеи ровным счетом ничего не выходит!
Видимо, после этого момента у меня начала активно меняться формула крови: раздражение рассеялось, а интерес возрос. Это кино снято по принципу «Мысль изреченная есть ложь»: никакой словесной мишуры. Вместо разговоров-диалогов фоном на протяжении кино звучит баянная мелодия, а экран взрывается невероятно красивыми пейзажами. Сейчас мне кажется, что если опустить все фразы – кино ничего не потеряет. Все и без слов понятно. Вырыпаев, собственно, не рассказывает историю – нет. Он ее показывает.
… Жил себе Павел спокойно: газовал по степи на своем убогом «москвичонке», вкалывал как проклятый и ничем не мучился. И вдруг на чьей-то свадьбе он влюбился в молодую женщину Веру. Все летит в тартарары: теперь Павлуха наматывает круги вокруг убогой хатки Веры и задает ей все тот же проклятый риторический вопрос: «Че делать?»
Эта тема – внезапной роковой любви – моделируется в сюжете не однажды. Посреди поля, переживая чувственный экстаз и блаженно улыбаясь, при полной отключке мозговой деятельности, сидит еще одна героиня. Она размахивает собственными трусиками и невпопад бормочет: «Как же я здорово по… лась!» Наверное, не зря в фильме так мало слов – они и в самом деле выглядят фальшиво. Чувственную эйфорию выразить невозможно – ее можно лишь ощутить или показать…
Обрушившиеся чувства главные герои воспринимают как рок и переживают смиренно – как персонажи древнегреческих трагедий. Они не борются с собой – силы-то неравные. Они не пытаются ничего скрыть, хотя Вера – дама замужняя и понимает, что вряд ли ее угрюмый муж одобрит чувства к другому. Сразу ясно, что ничем хорошим такая история не закончится. Но предсказуемость сюжет не портит: режиссер сумел найти рифму к сочетанию «любовь – не кровь, а смерть», прибегнув к странному и красивому белому стиху.
Вера и Павел проваливаются в
>>> здесь полный текст рецензии
От себя могу добавить, что фильм очень гармоничный, ложится на душу, как растаявшее масло на хлеб, такой Ким Ки-Дук по-русски, как выразился один мой знакомый...