Медиа Спорт Промоушн" прекращает свое существование
Не исключено, что в ближайшее время мы станем свидетелями очередного скандала в отечественном футболе: ликвидационная комиссия, по словам гендиректора компании «Медиа Спорт Промоушн» Алексея Паламарчука, потребует от Премьер-лиги и ее президента Виталия Данилова погашения задолженности и компенсации морального ущерба сотрудников. – К сожалению, наша компания прекращает свое существование, – сказал Паламарчук. – Учредители приняли такое решение и поручили менеджменту осуществить эту не очень приятную процедуру. Я назначен председателем ликвидационной комиссии. Честно скажу, мне больно реализовывать это решение, ведь «Медиа Спорт Промоушн» достигла вершин на рынке коммерческих прав, стала неотъемлемой частью инфраструктуры украинского профессионального футбола.
– С чем вы связываете такое развитие событий? Ведь еще недавно ваш проект считался одним из самых успешных в стране. – Все не так просто. Футбол, который всегда был и будет самым интересным видом спорта с точки зрения интереса болельщиков и коммерческих выгод, в последние годы стал основным направлением нашей деятельности. Еще в 2005 году компания решила сосредоточить свои усилия на формировании и продвижении бренда «Чемпионат Украины по футболу». Став маркетинговым партнером Профессиональной футбольной лиги на период до 2010 года, мы получили законное право на формирование конечного потребительского продукта. На протяжении четырех лет компания инвестировала административный, организационный и финансовый ресурс, прилагая максимум усилий для создания рынка коммерческих прав, создания интереса у спонсоров и рекламодателей.
В партнерстве с ПФЛ мы смогли создать единый пакет прав всех клубов, оформить необходимый лицензионный контракт с Федерацией футбола Украины и впервые привлечь спонсоров на весь турнир. Выгоду от этого получили все. Зрители с каждым сезоном видели все больше трансляций. Клубы стали получать отчисления за переданные компании права. Чемпионатом впервые заинтересовались иностранные телеканалы и маркетинговые агентства. Понятно, что вынужденная потеря этого направления работы в 2008 году была для нас весьма болезненной.
Тогда, заметьте, мы не стали раздувать скандал и выполнили коллегиальное решение акционеров клубов и их рекомендации о передаче всех прав Премьер-лиге. Мы не просто передали права, а в течение трех месяцев работали совместно с сотрудниками УФПЛ, чтобы не сорвать динамику развития и коммерческий интерес к проекту. Поверьте, ликвидация вызвана не потерей нами своего места на рынке.
– Так в чем же основная причина вашего экстренного разрыва с премьер-лигой спустя всего год? Не связано ли ваше решение с выдвижением кандидатуры экс-главы компании Сергея Харченко на пост президента УФПЛ? – Мы и не скрываем, что наши нынешние действия – часть программы этого кандидата. Можно сказать, своеобразный жест, свидетельствующий о его незаангажированности и независимости. Харченко не вовлечен ни в политические, ни в бизнес-проекты, и это гарантия того, что он будет прилагать усилия для защиты интересов всех без исключения украинских футбольных клубов высшего дивизиона.
– А вот нам не кажется, что это единственная причина. Как-то не верится, что, владея правами до 2010 года, вы так просто передали их Премьер-лиге. Неужели руководство компании не обеспечило себе «золотой парашют» за передачу этих прав? – Конечно, такие проекты не могут передаваться бесплатно. В 2004-2006 годах, создавая рынок коммерческих прав в футболе, ООО «МСП» вложило в его создание собственный ресурс. Наша команда организовала бизнес, рассчитывая в перспективе на комиссионные в экономически обоснованном и традиционном для подобных конфигураций десятипроцентном размере. Мы двигались по согласованному с ПФЛ и футбольными клубами алгоритму с учетом опыта работы УЕФА по продвижению Лиги чемпионов и других европейских турниров, а также опыта ФИФА по продвижению чемпионата мира и национальных ассоциаций многих стран по организации и проведению национальных первенств.
На момент принятия однозначного решения о выходе из проекта кроме исключительных лицензионных прав на торговую марку «Чемпионат Украины по футболу» мы уже имели весьма выгодные контракты со спонсорами на общую сумму порядка 7 миллионов долларов, из которых, по логике развития этого бизнеса, доход нашей компании должен был составлять 700 тысяч в год. Не скрываю, что было больно и обидно, но мы беспрекословно выполнили рекомендации акционеров футбольных клубов и передали все наработки и все контракты руководству Премьер-лиги. Хотя именно наша команда создала коммерческий рынок через объединение телевизионных и части рекламных прав всех клубов – участников чемпионата. Если помните, мы привлекли в чемпионат наиболее крупных спонсоров – «Союз-Виктан», «Биола», «Эпицентр», «Черниговское», «Морские», «Умбро». Более того, мы активно работали по продвижению чемпионата Украины на рынки других стран. Благодаря усилиям нашей команды украинский чемпионат получил 120 трансляций в России в сезоне 2006/07. Некоторые матчи показывались в Румынии. Понятно, что при передаче наработок и всех контрактов Премьер-лиге, мы вполне обоснованно рассчитывали на компенсацию в размере 1,5 миллиона долларов.
– Так почему же, имея такой серьезный доход, компания ликвидируется уже через год после достижения договоренности с УФПЛ? – К сожалению, мы не получили задолженность в полном объеме. А ведь недополученная сумма составляет ни много ни мало 560 тысяч долларов.
– Насколько мы знаем, Премьер-лига в отношении реализации телеправ чемпионата тоже поработала весьма и весьма неплохо. За последний год были заключены не единичные контракты о продаже иностранным партнерам телевизионных и рекламных прав чемпионата. Взять хотя бы последний контракт с всемирно известной компанией IMG. – Мы прекрасно знаем IMG. В свое время «МСП» системно проводила комплексный маркетинг относительно медиа– и маркетинговых прав чемпионата на международном рынке, в том числе среди ведущих агентств – «Спортфайв», «Инфронт», «УФА-Спортс» и других. IMG еще в начале 2007 года проявляла интерес к нашим предложениям. Даже был проведен ряд официальных переговоров с представительством этой фирмы в Москве и с одним из центральных офисов, отвечающих за европейский рынок, в Лондоне. Три года назад они хотели подписать с нами эксклюзивный договор на все сезоны чемпионата Украины по футболу до 2012 года включительно, но без каких-либо финансовых гарантий, то есть бесплатно получить право ведения медиамаркетинга нашего чемпионата на рынке Европы.
На тот момент мы имели практически полный пул (15 клубов) под реализацию для территории всего мира, и о настолько невыгодной сделке не могло быть и речи. Мы слишком уважаем наши футбольные клубы, чтобы соглашаться на кабальные условия посредников. Конечно, мы мягко отказали IMG и делали все возможное, чтобы раскачать их или какую-либо другую компанию на гарантированное финансовое предложение. Такое как, например, делает «Спортфайв» в Польше и Израиле. Так что даже если Премьер-лига и заключила контракт на более выгодных условиях, чем предлагаемые этой компанией ранее (в чем у меня нет никакой уверенности: структуры, подобные IMG, гибкостью не отличаются), то в этом есть также и наша заслуга.
Но, если условия остались прежними, считаю заключенный контракт ошибочным. Ведь, с учетом перспективы проведения в Украине Euro-2012, эти все уважаемые компании сами приедут к нам в Киев заключать договора на более выгодных условиях. Хотел бы понять, что Премьер-лига вообще продала IMG, если не владеет единым пакетом прав? Продала домашние матчи с участием «Шахтера»? Так это клуб мог сделать и самостоятельно. Продала программу с сюжетами об играх чемпионата? Так это, в принципе, может осуществить любой телеканал в рамках своих личных контрактов с клубами.
– Учитывая сложившуюся ситуацию, будете ли вы требовать у Премьер-лиги возврата суммы, которую она, по вашим словам, должна выплатить «МСП»? – Все возможные шаги в этом отношении нами уже были предприняты. К сожалению, конструктивного диалога не получилось. Руководство Премьер-лиги не намерено исполнять договоренности, и нам остается только рассчитывать на их способность держать слово и выполнять решения большинства акционеров футбольных клубов.
– А что будет с лицензией на торговую марку «Чемпионат Украины по футболу»? – Напомню, что сейчас мы ликвидируем компанию. И одним из результатов этого процесса будет возврат первоначальным владельцам этой лицензии.
– Но разве она не была передана Премьер-лиге? Ведь большинство заключенных долгосрочных договоров со спонсорами и телеканалами наверняка также включает право на использование этого названия? – Конечно, Премьер-лига получила такую сублицензию, однако всего лишь до конца текущего сезона. Поэтому все договора, включающие такую передачу после завершения сезона 2009/10, а также более ранние, которые не были должным образом согласованы с нами, являются в этой части недействительными.
– Будете ли вы проводить какие-либо судебные разбирательства в связи с незаконным использованием торговой марки «Чемпионат Украины по футболу»? – Участники «МСП» рассматривали эту возможность, но все-таки принято решение идти путем ликвидации компании…
«СЭ в Украине»
|